Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

Цифровая платформа кооперации как инструмент трансформации промышленности.

Цифровая платформа кооперации как инструмент трансформации промышленности. 21 Ноября 2018

Цифровая платформа кооперации как инструмент трансформации промышленности.

лого Союза ОП.png         лого СМР.jpg
Портрет_Прилуцкая.jpg Прилуцкая Мария Андреевна, заведующая кафедрой Организации машиностроительного производства УрФУ, к.э.н.

Щёлоков Владимир Фёдорович.jpg

Щёлоков Владимир Федорович, генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, к.с.н.

         Цифровая трансформация отраслей экономики и социальной сферы является одной из задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», о чем говорит Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Решение поставленной задачи обеспечивается взаимной увязкой проекта «Цифровая экономика» с приоритетными национальными проектами «Здравоохранение» и «Образование», а также с ведомственными проектами, среди которых особое место занимает «Цифровая промышленность». Цифровая трансформация должна вывести российские предприятия на принципиально новый уровень эффективности, обеспечивающий рост производительности труда и производство конкурентоспособной продукции для мировых рынков.

Готова ли промышленность к цифровизации. На взгляд авторов очевидный ответ – нет. Промышленность еще не достигла насыщения процессов применением цифровых технологий, чтобы перейти к более высокому уровню решения задач, не решены вопросы законодательного характера. Объективно существует жесткое регулирование использования интернет-технологий. Политика поддержки промышленности адресно не распространяется на поддержку компаний, имеющие компетенции в сфере цифровых технологий в течении жизненного цикла изделий. Суммарный перечень проблем, по оценке аналитиков, ставит Россию по уровню развития цифровой экономики на 39 место в мире, где лидером является Южная Корея, отставание от которой может составлять от 5 до 8 лет. Немалый вес в отставании приходится на госсектор, онлайн-сервисы в сфере образования, медицины. Какова роль цифровизации в промышленности и вопрос что делать для того, чтобы высокие технологии были применимы к НИОКР с учетом информационной безопасности и стать ключевыми в отраслях имеющих конкурентную экспортную продукцию.

С точки зрения оптимизации и повышения эффективности внутренних процессов промышленных предприятий можно выделить следующие уровни цифровизации: автоматизация (исключение человеческого фактора и сокращение времени на операции); моделирование объектов (проектирование, изучение и прогнозирование поведения цифровых двойников); внедрение искусственного интеллекта (суждения и принятие решений вместо человека).

Однако необходимо отметить, что цифровые технологии способны усилить как достоинства, так и недостатки объекта, в отношении которого они применяются. В среде программистов есть крылатая фраза: «Автоматизируя хаос, получишь автоматизированный хаос». Поэтому на первый план выходят задачи, связанные с подготовкой объекта к цифровизации, в частности, поиск и устранение коренных причин неэффективной деятельности.

Лидерами подобных изменений, как правило, становятся предприятия – флагманы ведущих отраслей, определяющих промышленный профиль региона. В Свердловской области эта роль традиционно отведена высокотехнологичным предприятиям оборонно-промышленного комплекса, перед которыми государство поставило еще одну серьезную задачу – обеспечить к 2030г. долю гражданской продукции не менее 50% от общего объема производства.

Результаты исследования, проведенного в 2017-2018гг. на 17 предприятиях Свердловской и Челябинской областей кафедрой организации машиностроительного производства УрФУ при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в УрФО и Союза оборонных предприятий Свердловской области, показали, что к 2022г. только 25% ведущих предприятий ОПК УрФО планируют выйти на долю гражданской продукции 30% и более; 60% предприятий планируют обеспечить показатель в интервале 5-20%; 15% предприятий прогнозируют нулевую отметку показателя. Основными причинами, сдерживающими развитие диверсификации производства, по мнению предприятий, являются недостаточная поддержка государства в области стимулирования внутреннего спроса на продукцию импортозамещения; слабая маркетинговая проработка проектов вывода продукции на открытые высоко-конкурентные рынки; длительные сроки разработки и постановки изделия на производство.

Одним из источников перечисленных проблем, на наш взгляд, является отсутствие эффективной системы взаимоотношений между ключевыми участниками процесса:

  • предприятиями ОПК как финальными производителями продукции;
  • потребителями, определяющими требования к новой продукции;
  • предприятиями гражданского сектора промышленности и субъектами МСП, способными предложить более гибкие и менее затратные технологические решения;
  • научно-образовательными организациями, обеспечивающими инновационные разработки и подготовку кадров;
  • органами исполнительной власти, обеспечивающими государственную поддержку.

Одним из решений множества проблем может стать разработка системы научно-производственной кооперации, обеспечивающей возможность проектирования эффективных кооперационных цепочек соисполнителей на протяжении жизненного цикла изделия и ее реализация в виде цифровой платформы, сокращение сроков создания конструкторской и технологической документации, в первую очередь для новой продукции.

Задачи развития и укрепления кооперационных связей были и остаются актуальными как для плановой, так и для современной рыночной экономики государства. Сегодня разработан ряд федеральных и региональных информационных систем, предоставляющих возможность самостоятельного поиска потенциальных соисполнителей и заказчиков продукции.

На наш взгляд, платформа, соответствующая вызовам цифровой экономики, должна выполнять как минимум три основных вида функций:

  • агрегирование и обобщение информации из разнообразных отечественных и зарубежных источников (продуктовая и технологическая разведка);
  • формирование собственной базы данных о компетенциях предприятий в соответствии с разработанными паспортами (в существующих информационных системах это частично реализовано через заполнение паспортов участников, оптимальное решение в цифровой среде – автоматические запросы в информационные системы предприятий);
  • расчетные алгоритмы и процедуры разработки технологических решений, проектирования кооперационных цепочек, подбора вариантов финансирования проекта и прочих решений на основе разработанных методик.

Предпосылки для преодоления отставания создаются. В развитие основных фондов, в т.ч. внедрение информационных технологий, за два последних года инвестировано более 68 млрд рублей, 12,5 млрд рублей в НИОКР. Доля гражданской продукции в консолидированном объеме производства в 2018 году вырастет на 8-10% и составит примерно одну треть, на предприятиях ОПК Свердловской области.

таблица к статье.png

Разработку и апробацию платформы в рамках Свердловской области можно осуществить для приоритетных проектов диверсификации предприятий ОПК, направленных на освоение высокотехнологичной экспортно-ориентированной продукции. Предварительный опрос показал, что в целом оборонная промышленность крайне заинтересована в разработке подобного рода решений, и большинство предприятий готовы выступить участниками платформы при соблюдении требований защиты информации.

Свердловская область всегда отличалась от многих наличием инициатив в технологическом развитии. Конструктивный диалог и участие ряда областных министерств и институтов развития при очевидной многотрудности задач предполагает, что в ближайшем будущем в полной мере будут реализованы проекты роста производства и создание ПГН мирового уровня.




Возврат к списку