Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

Николай Малых: «Человек приходит на эту Землю не на такой уж и долгий срок…»

31 Августа 2021

Николай Малых: «Человек приходит на эту Землю не на такой уж и долгий срок…»

Николай Малых: «Человек приходит на эту Землю не на такой уж и долгий срок…»

Март нынешнего года подарил редакции газеты «Машиностроитель» интереснейшую встречу: мы побывали в гостях у Николая Малых. Легендарный директор Уралвагонзавода рассказал много интересного о своей комсомольской юности, поделился переживаниями за отечественную промышленность. Тогда мы и представить не могли, что разговариваем с ним в последний раз…
Генеральный директор в самый сложный, переломный период… Волевой, целеустремленный, способный видеть будущее и правильно выбирать стратегическое направление развития. Он не боялся взваливать на себя огромный груз ответственности. А еще умел подбирать соратников, которые помогли ему сделать практически невозможное: сначала спасти огромный завод от полного краха, а потом сделать его прибыльным. Руководитель государственного масштаба…
Николай Малых родился 13 августа 1948 года в селе Бобылево Кировской области. Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в Нижний Тагил и поселилась в барачном поселке ТЭЦ. Как и многие юноши того времени, Коля мечтал стать летчиком, но не прошел медкомиссию. Тогда он по стопам отца пошел слесарем на завод. Чуть позже он стал лекальщиком на криогенном производстве.
После срочной службы в ВДВ продолжил работу на производстве заправочных комплексов для ракет. Энергичный рабочий поступил на вечернее отделение политехнического института, а также стал секретарем цехового комитета комсомола. Он успевал все: добросовестно трудиться, писать курсовые, участвовать в заводских соревнованиях. После окончания института Николая Малых назначили заместителем начальника цеха в бронекорпусном производстве.
Затем талантливого организатора привлекли на общественно-идеологическую работу: Николай Александрович восемь лет был заместителем секретаря и секретарем заводского парткома.
Партийного лидера назначили заместителем генерального директора производственного объединения «Уралвагонзавод». Через некоторое время Николай Малых покинул завод: он возглавил фирму «Тагилснаб». В 1997 году губернатор Эдуард Россель пригласил Николая Александровича возглавить УВЗ.
– Когда ушел Владимир Серяков, некоторое время я исполнял обязанности директора, – делится воспоминаниями Виктор Полявин. – У меня не было желания работать в этой должности. Шел поиск кандидатуры руководителя УВЗ. Требовался человек, знающий завод и имеющий опыт работы в рыночных условиях. Остановились на кандидатуре Николая Малых. Надо сказать, что завод тогда находился в архисложном положении: зарплату не выплачивали месяцами, на предприятие «накатывал» криминал. Надо отдать должное мужеству Николая Александровича, его прозорливости. Ему было очень тяжело, но он выдержал. Самое главное – он опирался на коллектив, на специалистов. И он хорошее слово подобрал для них – соратники. Когда пришла московская команда управленцев, завод был в очень хорошем положении, технически перевооружен. Кончина Николая Александровича была для меня крайне неожиданной – он казался крепким дубом, которому все нипочем…
– В Тагилснабе у меня было все налажено, – приводит слова Малых автор книги «Соратники», – в шесть часов вечера я уже дома. А тут мне предстояло пахать и пахать, практически жить на заводе. Но в то же время Уралвагонзавод для меня – не пустой звук. Столько с ним связано! И я подумал: «Елки-палки! Неужели не справлюсь! Завод знаю…»
Предприятие было на грани банкротства. Огромные долги по зарплате и налогам, как чугунные гири, тянули завод на дно. Требовались незаурядные решения. И генеральный директор при поддержке губернатора взялся за дело. В конце девяностых на Старателе состоялась первая выставка вооружений и военной техники, а в 2001 году был подписан исторический индийский контракт на поставку танков Т-90. Благодаря ему завод выкарабкался из долговой ямы и начал приносить прибыль.
Генеральный директор всегда смотрел в будущее. Он понимал, что индийский контракт не навсегда. Нужны еще заказы, в том числе и на гражданскую продукцию. Уралвагонзавод вывел на рынок тракторы, новые модели экскаваторов, погрузчиков. Много этой техники до сих пор трудится по всей стране. Вагонный конвейер заработал на полную мощь: на заводе начался серийный выпуск железнодорожных цистерн, новых моделей грузовых полувагонов, хопперов и другого подвижного состава.
Энергии руководителя и его команды хватило и на другие предприятия военно-промышленного комплекса, поставщиков комплектующих. Заводы и конструкторские бюро вошли в корпорацию «Уралвагонзавод». Благодаря этому они преодолели кризис, создали новые образцы военной и гражданской техники. Маховик раскрутился, отрасль заработала…
Николай Александрович и на заслуженном отдыхе пристально следил за жизнью корпорации. Пару лет назад он выступил перед начальниками цехов, поделился своим видением стратегии развития. Энергия и смелые идеи, как и прежде, вдохновляли аудиторию. Малых как будто и не уходил с завода…
– Это был человечище, настоящий директор, управленец, – вспоминает руководитель вагонного производства в девяностые и первой декаде нулевых, почетный гражданин Нижнего Тагила Леонид Матвеев. – Он жил для людей, завода, города, страны – мыслил в государственном масштабе. Человек широкой души, эрудированный, постоянно у него были новые идеи. Мы их обсуждали до хрипоты, и всё у нас получалось. Когда он ушел с завода, мы, старая гвардия, собирались три-четыре раза в год, размышляли, обсуждали, планировали.
– Когда узнал о печальном событии, было чувство, что ушел родной человек, – говорит Сергей Малинин, который в команде Малых был начальником инструментального производства. – Он был патриотом завода, страны. Он сплотил нас во имя Дела, чтобы Завод жил. Он умел слушать и слышать людей и пронес это качество через всю жизнь.
– Он вырос на заводе до руководителя предприятия, начиная с рабочего, – отмечает Владимир Григурко, который работал у Малых первым заместителем. – Он хорошо знал жизнь рабочих. Делал всё, чтобы УВЗ жил, развивался на перспективу, на десятки лет вперед, принимал правильные решения. Николай Александрович собрал команду единомышленников. Думаю, он воплотил в себе лучшие черты директора.
– Я хорошо знаю семью Николая Александровича, – рассказывает Светлана Златковская, в бытность Малых – начальник отдела кадров. – Мы дружили еще с комсомольских времен. Он всегда отличался сильным характером. Это был человек щедрой души: умел дружить, никого не обвинять, а брать ответственность на себя. Ушел не просто хороший друг, а великий человек. Он оставил яркий след в истории предприятия и города.
Этот «яркий след», о котором сказала Светлана Валентиновна, можно увидеть везде: работает без устали завод, когда-то спасенный им. Сверкает на солнце купол храма. Где-то на просторах Родины мчатся по железной дороге вагоны. В далекой Индии служат могучие Т-90… Остался яркий след и в сердцах заводчан, окружающих его людей. Он мог подбирать такие слова, которые не забудешь. Например, эти: «Человек приходит на эту Землю не на такой уж и долгий срок. И ему нужно дать всё, чтобы он чувствовал себя членом коллектива, гражданином великой страны. Не всё определяется деньгами. К человеку нужно относиться с уважением, достоинством».
Машиностроитель
Выпуск № 32, 27.08.2021

Возврат к списку