Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

Радиально-ковочная машина. Второе рождение

28 Октября 2021

Радиально-ковочная машина. Второе рождение

Радиально-ковочная машина. Второе рождение
Уникальный проект реконструкции радиально-ковочной машины кузнечного цеха № 1 разработан и реализован российскими специалистами.

Значительную часть работ выполнили уралвагонзаводцы. Сверху видна только часть РКМ: машинное отделение скрыто от глаз, оно расположено ниже уровня пола цеха 390. Исполинских размеров агрегат состоит из огромного числа узлов: механики, гидравлики, электроники, автоматики... Чтобы довести все это до современного уровня и заставить слаженно работать, потребовались огромные интеллектуальные ресурсы. Сегодня машина загружена на 100 процентов – обеспечивает вагонный конвейер необходимой продукцией.
РКМ произведена в 70-х годах прошлого века. На ней отковали три с половиной миллиона осей. За десятки лет эксплуатации машина износилась и морально устарела. Руководство приняло решение ее модернизировать. С одной стороны, это существенно дешевле, чем покупать новую машину, с другой – проект настолько сложен, что никто в России до сих пор такого не делал. Но, как говорится, не боги горшки обжигают. Совместно с подрядной организацией работали собственные подразделения: службы главного механика, включая цехи 810, 815, 816, главного электроника, а также цеховые службы подготовки производства. Согласно проекту глубокой модернизации специалисты изготовили гидравлику, электронику, автоматику, отработали схемы управления машины.
– Вес ковочного блока около 200 тонн, – рассказывает заместитель начальника цеха по подготовке производства Александр Щупов. – Доставить его в ремонтный цех невозможно. Всё делали на месте: привозили специальные станки, растачивали отверстия диаметром до метра, заменили основные узлы. Теперь РКМ может ковать черновые оси для вагонов как с обычной, так и с повышенной грузоподъемностью. Кроме того, с помощью данного оборудования можно обрабатывать детали переменной конфигурации из жаропрочных сталей и титановых сплавов. Система управления РКМ очень удобна. Кузнецов, которые работали ранее на другой РКМ, практически не приходится переучивать.
Проект вел Александр Щупов. Большой вклад внесли механик Ильдар Высторопцев, ведущий инженер-технолог Вадим Юшков, энергетик Павел Владимирцев, мастер по ремонту Вадим Колчин, бригадир электриков Валентин Алексеев, бригадир слесарей-ремонтников Иван Масличкин, один из лучших слесарей-ремонтников Виктор Куликов.
По расчетам специалистов, машина будет работать минимум 15-20 лет. Она обеспечивает высокий уровень экономической безопасности: предприятие располагает двумя РКМ и может без ущерба для вагонного конвейера остановить одну из них на плановый ремонт. Теперь есть возможность, как минимум, в полтора раза увеличить объем производства черновых осей для вагонов, тепловозов, трамваев и поездов метро. Продукция отвечает требованиям как отечественных, так и зарубежных заказчиков.
Поставкой радиально-ковочной машины на УВЗ в 1970-х годах, первой в то время, занимался бывший начальник цеха Петр Алексеев. Сегодня в цехе работает его внук Егор Андреевич. Машина для него – это и рабочий инструмент, и память о заслуженном деде.
– Конечно, дедушке было бы приятно увидеть сегодня работающую машину. Помню, он всегда много о ней рассказывал, показывал литературу, – рассказывает Егор Алексеев. – Это его детище. Для него РКМ очень много значила.
Леонид Кононов
Машиностроитель. Выпуск №40 | 22.10.2021

Возврат к списку