Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

80 лет тагильской школе танкостроения

15 Ноября 2021

80 лет тагильской школе танкостроения

80 лет тагильской школе танкостроения

В 2021 году в России исполняется 80 лет тагильской школе танкостроения. Ее образованию способствовала совокупность нескольких факторов, один из которых – эвакуация из Харькова в Нижний Тагил завода № 183 в соответствии с Постановлением СНК СССР от 12 сентября 1941 года. Первый эшелон с людьми и оборудованием прибыл 1 октября 1941 года к новому месту назначения. Среди прибывших были специалисты отдела 520 главного конструктора завода по танкостроению, перед которыми стояла задача государственной важности – обеспечение изготовления на производственных площадях Уралвагонзавода новейшего отечественного среднего танка Т-34. В соответствии с приказом директора завода №117 от 9 ноября 1941 года в его состав были дополнительно включены работники других подразделений завода №183 и Уралвагонзавода. С этого периода начался новый, тагильский, этап в истории этого отдела (фактически танкового КБ), известного в настоящее время как Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (АО «УКБТМ»).
В ходе дальнейшей работы основные усилия коллектива отдела 520 были направлены на совершенствование «тридцатьчетверки» – повышение надежности и боевого потенциала. Во второй половине 1943 года в стенах отдела 520 была разработана очередная модификация – танк Т-34-85, признанный в дальнейшем всеми противоборствовавшими сторонами лучшим средним танком Второй мировой войны.
Напряженная, самоотверженная работа всего коллектива конструкторского бюро и опытного производства в годы Великой Отечественной войны не прошла незамеченной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1944 года танковое КБ УТЗ было награждено орденом Ленина за выдающиеся заслуги в деле создания конструкции танка Т-34 и за дальнейшее усовершенствование и улучшение боевых и технических характеристик.
В 1944 году был создан и в ноябре того же года принят на вооружение Красной Армии новый танк – Т-44, передавший эстафету от легендарной «тридцатьчетверки» семейству послевоенного поколения отечественных средних танков. Первенцем этого поколения стал танк Т-54, работа над которым в конструкторском бюро началась в конце 1944 года.
После окончания Великой Отечественной войны работа по созданию танка Т-54 в отделе 520 под руководством Александра Морозова получила развитие. Пройдя цикл испытаний, новый танк правительственным постановлением от 29 апреля 1946 года был принят на вооружение.
В 1953 году главным конструктором завода по танкостроению стал Леонид Карцев. Под его руководством были разработаны танки Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, Т-62 и их командирские модификации, ракетный истребитель танков ИТ-1, бронированный тягач БТС-2, первый в мире танк с газотурбинным двигателем (ГТД) мощностью 700 л.с. – «изделие 167Т» и его развитие – «изделие 166ТМ».
Танки Т-54, Т-55 и Т-62 в 1950–1970-х годах составляли основу бронетанкового парка Советской армии, поставлялись в десятки стран мира, стали в армиях этих государств настоящими рабочими лошадками и эксплуатируются в большинстве своем и в настоящее время. В 1968 году с использованием узлов и агрегатов танка Т-64А в стенах отдела 520 был разработан опытный образец танка «изделие 172», в конструкции которого использовался технический задел КБ и отечественного танкостроения предыдущих лет. Многие технические решения, заложенные в этом изделии, а также отработанные на опытных образцах, в том числе на танке «изделие 167М», в дальнейшем были реализованы на легендарном Т-72.
В 1969 году главным конструктором Уралвагонзавода по танкостроению становится Валерий Венедиктов. Под его руководством была окончательно отработана конструкция «семьдесятдвойки», а сам танк был принят на вооружение Советской армии в 1973 году и в следующем году внедрен в серийное производство. Новый танк воплотил в себе лучшие традиции отечественного танкостроения и стал базовым для создания в 1970–1980-х годах целого ряда модификаций при его модернизации (Т-72А, Т-72Б, Т-72Б1, Т-72М, Т-72М1, Т-72С и др.), опытных и экспериментальных образцов. Кроме того, при активном участии специалистов КБ во второй половине 1980-х годов на Уралвагонзаводе было внедрено в серийное производство целое семейство инженерных и специальных машин: МТУ72, БРЭМ1, шасси для ИМР2, ИМР-2М. Велись работы и по другим машинам. Высокая технологичность изготовления танка Т-72 в значительной степени способствовала успешному лицензионному производству этой боевой машины в Польше, Чехословакии, Югославии, Индии и Иране. Таким образом, тагильская школа танкостроения постепенно получала всё большее распространение в мире.
В соответствии с приказом министра оборонной промышленности от 13 ноября 1971 года отдел 520 объединился с опытным производством (цех 540) в единое предприятие «Уральское конст-рукторское бюро транспортного машиностроения» (УКБТМ), которое возглавил Валерий Венедиктов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1986 года за успешное выполнение заданий по созданию специальной техники коллектив УКБТМ был награжден вторым орденом – орденом Октябрьской революции.
В 1987 году главным конструктором УКБТМ стал Владимир Поткин. Благодаря его усилиям в сложнейшей финансово-экономической обстановке 1990-х годов в условиях хронического недофинансирования выполнявшихся работ удалось сделать главное – сохранить КБ, его творческий потенциал, в значительной степени модернизировать производственную и исследовательскую базы предприятия, заложить основы компьютеризации предприятия. Под руководством Владимира Поткина коллектив конструкторского бюро продолжал вести интенсивные работы по дальнейшему совершенствованию отечественной бронетанковой, инженерной и специальной техники. В начале 1990-х годов была завершена разработка танка Т-90 и его экспортного варианта – Т-90С, принятых на вооружение Российской армии в октябре 1992 года. Была также разработана и в 1994 году принята на вооружение и командирская модификация – танк Т-90К.
Благодаря своей исключительной надежности, простоте в обслуживании и неприхотливости в эксплуатации этот танк до сих пор остается одним из самых востребованных образцов на рынке вооружения. В настоящее время кроме лицензионного производства Т-90С в Индии эксплуатантами этой боевой машины являются еще восемь стран в различных регионах мира.
Картина работы, проделанной УКБТМ в 1990-х годах, была бы неполной, если не упомянуть о серии инженерных машин, разработанных под руководством Владимира Поткина. В их числе бронированная машина разминирования БМР-3М, а также инженерные машины разграждения ИМР-3, ИМР-3М. Последние успешно прошли государственные испытания и приказом министра обороны РФ от 30 января 1999 года были приняты на вооружение Российской армии. Уралвагонзаводом осуществляются поставки ИМР-3М как для армии РФ в рамках гособоронзаказа, так и на экспорт.
1 сентября 1999 года конструкторское бюро возглавил Владимир Домнин. С началом нового века в УКБТМ под его руководством активизировалась работа по модернизации ранее изготовленных танков семейства Т-72, Т-90 и Т-90С в интересах Российской армии и иностранных заказчиков, которая с ноября 2011 года продолжилась под руководством нового главного конструктора Андрея Терликова. В результате коллективом КБ в 2002–2018 годах были разработаны модернизированные танки Т-72Б3, Т-72Б3М и Т-90А, принятые на вооружение Российской армии, Т-90М и Т-90МС, а также различные варианты модернизации танка Т-72 для потенциальных клиентов.
На финишной черте прошлого века, в 1998 году, в стенах УКБТМ при участии ряда конструкторских бюро отрасли началась работа по созданию не имеющей до сих пор аналогов в мире боевой машины поддержки танков – нового класса высокозащищенных машин непосредственной огневой поддержки. В апреле 2006 года успешно завершились государственные испытания БМПТ, по результатам которых машина была рекомендована к принятию на вооружение и к постановке на серийное производство. В мае 2018 года приказом министра обороны РФ эта боевая машина принята на вооружение Российской армии. В ноябре 2020 года первая партия серийных БМПТ была изготовлена Уралвагонзаводом и передана Российской армии.
Одновременно в КБ продолжилась работа по созданию специальных и инженерных машин. В 2001 году на базе танка Т-90 был разработан и изготовлен опытный образец модернизированного варианта БРЭМ-1, который успешно прошел ведомственные испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. Была также разработана модернизированная бронированная машина разминирования БМР-3МА. С 2016 года Уралвагонзавод приступил в рамках гособоронзаказа к ее серийному производству для Российской армии. Следует также упомянуть новейшую разработку УКБТМ – универсальную бронированную инженерную машину УБИМ, успешно прошедшую государственные испытания в ноябре 2020 года.
Второе десятилетие XXI века было для УКБТМ чрезвычайно насыщенным по созданию различных образцов БТВТ с применением новейших достижений российской науки и техники. Самым большим успехом коллектива КБ в современной истории, безусловно, стало создание тяжелой унифицированной платформы «Армата» и машин на ее базе, в первую очередь не имеющего аналогов в мире перспективного основного боевого танка Т-14, по праву признанного отечественными и зарубежными специалистами революцией в мировом танкостроении.
Еще одним важным и перспективным направлением работы, проводимой в КБ, является создание высокозащищенного штурмового робототехнического комплекса, как и Т-14, не имеющего аналогов в мире. В августе 2019 года данный комплекс был представлен министру обороны РФ Сергею Шойгу в ходе его визита на Уралвагонзавод.
Уральское КБ транспортного машиностроения по праву занимает ведущее место среди предприятий танкостроительной отрасли России. Оглядываясь на путь, пройденный прославленным конструкторским бюро за 80 лет напряженной работы на тагильской земле, следует отметить, что коллектив АО «УКБТМ» прошел его с честью, качественно и в срок выполняя поставленные задачи, постоянно совершенствуясь, внедряя инновационные решения на различных по назначению машинах. За последнее десятилетие коллектив конструкторского бюро сделал значительный рывок вперед в деле создания перспективных военно-гусеничных машин будущего и постепенно расширяет свои компетенции в таких новых направлениях развития, как, например, робототехника. Сформировавшаяся за десятилетия напряженной работы тагильская школа танкостроения на деле продемонстрировала правильность и эффективность подхода к решению поставленных задач, а также высокий уровень конкурентоспособности технических решений, заложенных в изделиях КБ. Учитывая общую ситуацию, сложившуюся в настоящее время в международном танкостроении, а также возможности и потенциал УКБТМ, можно с уверенностью говорить о том, что подобная тенденция сохранится и в дальнейшем.
Дмитрий Колмаков
Газета Машиностроитель, выпуск № 43, 12.11.2021

Возврат к списку