Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

НОВОСТИ УВЗ

28 Декабря 2021

НОВОСТИ УВЗ

Уралвагонзавод отгрузил в адрес МО РФ партию танков Т-72Б3М

Уралвагонзавод (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) отправил в адрес Министерства обороны РФ партию танков Т-72Б3М. Машины прошли полный комплекс испытаний, приняты заказчиками в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и условиями контракта, готовы нести службу в рядах Российской армии.
Работы проведены в рамках исполнения государственного оборонного заказа, который предусматривает модернизацию танков Т-72Б до уровня Т-72Б3М. На Уралвагонзаводе, которому в 2021 году исполняется 85 лет, «семьдесятдвойки» из ремфонда прошли капитальный ремонт. По сравнению с исходным вариантом отгружаемые Т-72Б3М имеют значительно улучшенные характеристики.
Инженеры-конструкторы Уральского КБ транспортного машиностроения (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) непрерывно ведут мероприятия по модернизации танка Т-72. Так, Т-72Б3М оборудован новой системой управления огнём, которая включает прицельный комплекс с современным тепловизором, а также цифровой баллистический вычислитель, обеспечивающий автоматизацию процесса подготовки выстрела и значительно повышающий точность стрельбы.
Комплекс управляемого вооружения на модернизированном Т-72Б3 уничтожает цели управляемой ракетой с места и в движении, днём и ночью на дальностях до 5000 метров с вероятностью, близкой к 100. А автомат сопровождения целей обеспечивает повышение точности стрельбы по подвижным целям и значительно снижает время подготовки выстрела. Современные средства связи обеспечивают скрытую помехозащищённую радиосвязь с режимами технического маскирования.
Танк оснащен двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. производства «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех). В помощь механику-водителю введён контроллер управления системами шасси с отображением параметров на специальном дисплее.
Модернизированный танк Т-72Б3 получил эффективную защиту, которая позволяет значительно повысить его живучесть и эффективность применения как при ведении общевойскового боя, так и в ходе боевых действий с массированным применением противотанкового оружия, например, в населённых пунктах.
Пресс-служба УВЗ


Укреплять армию новой бронетехникой

80 лет назад после эвакуации производства на Урал в его цехах был начат выпуск танков Т-34. С того времени Уралвагонзавод – одно из главных предприятий ОПК, обеспечивающих Вооруженные силы России самой современной военной техникой. О задачах, стоящих перед холдингом, инновационных разработках в интересах Минобороны РФ, продуктивном сотрудничестве с научными ротами технополиса ЭРА и о многом другом в интервью газете «Красная звезда» рассказал генеральный директор АО «Концерн «Уралвагонзавод» Александр ПОТАПОВ.
– Александр Валерьевич, в чем сегодня заключаются основные направления деятельности концерна?
– Главная задача холдинга – это выполнение гособоронзаказа. Решается она по нескольким направлениям. Прежде всего мы поддерживаем в исправности ту технику, которая была произведена ранее: решаем вопросы, связанные с ремонтом и модернизацией действующей техники, приданием ей новых качеств. Мы занимаемся и созданием новых систем, узлов, повышающих боевую мощь.
Наравне с этим другой вектор деятельности – производство современной техники, которая принята на вооружение и является боевой основой Сухопутных войск РФ.
Для нас в приоритете также разработка и создание новых образцов вооружения. В частности, для Сухопутных войск мы разрабатываем тематику, связанную с артиллерийской, бронетанковой составляющими. В этом ключе проводятся опытно-конструкторские работы, которые направлены на внешние вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Мы смотрим не только на ближайшую, но и дальнюю перспективу, чтобы не отставать и даже превосходить потенциального противника.
– Какие новые образцы вооружения в ближайшем будущем будут поставляться Уралвагонзаводом в Вооруженные силы? На каком этапе находятся эти разработки?
– После успешных государственных испытаний начали поставлять новый танк Т-90М «Прорыв». По сути, это не модернизация, а совершенно новый танк. Надеемся, в новой программе вооружения он найдет свое место, и уже сегодня мы можем с уверенностью говорить, что у него серьезный экспортный потенциал.
Нельзя не упомянуть и другой принципиально новый танк Т-14 «Армата» – в следующем году завершатся его государственные испытания. Сейчас мы обеспечиваем производство опытной партии для Министерства обороны РФ. После опытной эксплуатации решение будет окончательно принято и четко определятся роль и место этой боевой единицы.
Я благодарен руководству Министерства обороны, которое в непростое время дало возможность проводить такие ОКР, которые позволили двигаться дальше и не останавливаться только на модернизации.
– COVID-19 стал вызовом для всего мира. Сказалась ли сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка на темпах проведения опытно-конструкторских работ, серийном производстве?
– Вызов новый, всеобъемлющий. Он затрагивал не только головные заводы, которые обеспечивают производство, сборку и поставку в Вооруженные силы, но и большое количество предприятий-кооператоров, которые находятся по всей России. Где-то всплески пандемии были более серьезные, где-то менее. Это влияло и на нашу кооперацию. В связи с пандемией нами были приняты соответствующие управленческие решения, и мы не останавливали работу ни на один день. Разве что мы приостановили работу по гражданской тематике, но по гособоронзаказу работали каждый день. Организовали непрерывный мониторинг, исключая риски заболеваемости.
Сложно было соблюдать дистанцию 1,5 метра – при сборке танка это значительно бы затягивало технологический цикл монтажа. Соответственно, мы постарались нивелировать такие коллизии. Обеспечили закупку нового оборудования для измерения температуры работников, организовали регулярную санитарную обработку помещений. Мы не можем уйти на удаленку и собирать танки, сидя дома. Для нас такая проблема, как COVID-19, не являлась доминантой. За всю историю мы никогда не боялись трудностей и сейчас будем работать, все вызовы воспринимая четко и уверенно.
– Как на Уралвагонзаводе организуется техническое обслуживание техники, стоящей на вооружении? Какие новые подходы используются в работе с новыми образцами?
– Для нас было и остается важным поддержание технической готовности вооружения. Обеспечивается оно выездными промышленными бригадами. Не так давно было принято решение о передаче ремонтных заводов Минобороны в промышленность, после чего ряд ремонтных заводов появился и в нашем холдинге. Это позволило проводить техническое обслуживание уже эксплуатируемой техники в наибольших объемах. Что касается новых, перспективных образцов вооружения и военной техники, то важно рассматривать весь цикл – от разработки и производства до эксплуатации и последующей утилизации. Эти моменты учитываются, и на сегодняшний день уже при формировании документации мы планируем обеспечение изделия на период до окончания срока службы.
Эти две составляющие являются для нас ключевыми и важными, и здесь мы с Министерством обороны находимся в полном взаимодействии.
– Как цифровизация и научно-технический прогресс повлияли на работу концерна за последнее время?
– В этой связи нужно сказать о технологическом прорыве, новых стратегических материалах. Существуют определенные заделы с точки зрения максимального гарантирования безопасности для жизни военнослужащего. Для нас все технологические инновации являются вызовами в конструкции и применении новых материалов. Задачи, которые ставятся перед нами Министерством обороны России, а также решаемые в рамках инициативных разработок, связаны с вопросами роботизации и искусственного интеллекта. Работы в этом ключе у нас ведутся активно, и Министерство обороны на них обращает особое внимание. Мы проводим соответствующие научно-технические советы, обсуждаем, смотрим текущее состояние перспективных ОКР.
Что касается цифровизации, то это, на мой взгляд, уже в порядке вещей. Всё должно перейти в цифру – от проектирования до, условно говоря, обслуживания. У наших коллег, к примеру, уже имеются наработки, благодаря которым мы в цифре понимаем, какая деталь, узел будут требовать замены и когда, исходя из времени эксплуатации и других параметров. Благодаря этому мы можем формировать план производства комплектующих, чтобы обеспечить техническую готовность и опосредованно говорить о жизненном цикле того или иного изделия. Таким образом, цифра нам очень может помочь.
Новые стратегические материалы – это тоже очень важное направление. К примеру, снизить весовые характеристики, изменить маневренность техники, но при этом сохранить прочностные характеристики – это очень важные и интересные задачи.
– Возможно ли в скором будущем получить робот-танк или полностью автоматизированную бронетехнику? Ведутся ли разработки в этом направлении?
– Фактически это уже сделано. Переход к цифре, по сути, является определенным заделом и возможностью на следующем этапе перейти к роботизации и автоматизации. Задача снижения количества членов экипажа всегда стояла, но здесь должна быть разумность, которая определяется боевыми действиями и будет соответствовать требованиям Минобороны. Автоматизированное управление техникой – это, я считаю, уже ближайшее будущее, и такие наработки мы уже демонстрировали военному ведомству.
– Как проблема импортозамещения за последние годы повлияла на ОКР и производство продукции? Что вам удалось предпринять для достижения технологической независимости?
– Мы очень далеко в этом смысле продвинулись. Мы максимально быстро ушли от зависимости от комплектаторов и коопераций по линии Украины – это было сделано фактически в течение года. На сегодняшний день порядка 95 процентов составляющих нашей продукции – российского производства. Оставшиеся проценты приходятся в основном на электронно-компонентную базу. При этом у нас есть возможность закупки этих компонентов у дружественных государств и создание страховых запасов. Это вполне нормальная реакция на вызовы внешнего мира, дающая возможность производства в рамках Государственной программы вооружения. Хочу отметить, что санкционная политика зарубежных государств, наоборот, стимулировала работу наших конструкторов, технологов, нашу инженерную мысль. Требуется быть максимально независимыми в части техники, разрабатываемой непосредственно концерном «Уралвагонзавод», и я считаю, что эта задача фактически уже решена.
– Хотелось бы услышать ваше мнение и относительно инициативы Минобороны России о создании научных и научно-производственных рот на базе Военного технополиса ЭРА.
– Вопрос о формировании научных и научно-производственных рот был поднят Министерством обороны и поддержан Министерством промышленности и торговли. Я считаю, что это абсолютно правильное решение, и сотрудничество с технополисом приносит большую пользу. Мы периодически проводим научно-технические советы, совещания с участием руководства Министерства обороны, Министерства промышленности, коллегии ВПК. Молодые, талантливые ребята проходят военную службу в армии, при этом наращивают свой потенциал, развивают интеллект в привязке к жизни в армейских условиях, с пониманием задач, которые стоят перед Вооруженными силами, с пониманием научно-технического задела. В технополисе они только усиливают свою компетенцию. Эти ребята – золотые зерна, которые нужно проращивать, тогда они будут давать очень хорошие плоды. Иными словами, технополис ЭРА стал прекрасным полем для выращивания одаренных молодых специалистов.
– Осуществляет ли ваш концерн непосредственное взаимодействие с технополисом?
– Безусловно. Я сделаю акцент на наших конструкторских бюро: это Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения, основной разработчик БТВТ, и нижегородское предприятие «Буревестник», занимающееся артиллерией, минометной техникой. У технополиса всегда имеется множество свежих разработок, выполненных молодыми людьми. С ними мы часто находим точки пересечения, соприкосновения и развития. Между нами идет непрерывный диалог и обмен мнениями.
– Каково соотношение на Уралвагонзаводе военной и гражданской продукции на сегодняшний день? Как решаемые вопросы диверсификации влияют на конкурентоспособность компании на внешнем и внутреннем рынках?
– Уралвагонзавод изначально выпускал большое количество вагонов и подвижных составов. На тот момент у него было 100 процентов гражданской продукции. Если сегодня брать непосредственно УВЗ, то соотношение колеблется в пределах 40 процентов гражданской продукции на 60 процентов военной. Однако эти цифры варьируются в зависимости от предприятия и в меньшей степени касаются разработчиков. Перед нами Президентом России ставилась задача к 2025 году иметь 30 процентов гражданской продукции, а к 2030-му – 50 на 50. В достижении этих цифр на сегодняшний день большую долю вносит Уралвагонзавод, а именно подвижной железнодорожный состав, который мы выпускаем.
Сейчас мы занимаемся диверсификацией и в части разработок. Рождаются совершенно новые проекты. Среди них, например, направление по обороту твердых бытовых отходов, в котором мы видим большую перспективу и полезность. Мы начали производить ретротрамваи, проводя локализацию внутри своего холдинга. В этом случае компетенция наших предприятий позволяет выпускать, к примеру, электродвигатели, которые ранее приходилось закупать. Всё это увеличивает насыщенность нашей корпорации внутренними заказами по выпуску гражданской продукции.
Что касается внешнего рынка, то тут есть определенные сложности. И самая главная – это санкции, и с ними приходится считаться.
Для внешнего гражданского рынка мы, в частности, пытаемся развивать на уровне своих компетенций зарубежные наработки: например, бульдозеры и дорожно-строительную технику. Также мы активно развиваем производство танков-контейнеров для сжиженного природного газа. Это очень перспективная тематика, на данном этапе мы прошли все сертификации и в скором времени будем продвигать продукцию на рынки. Поскольку растет доля контейнерных перевозок железнодорожным транспортом, мы занимаемся сертификацией сухих 40-футовых контейнеров, начали производство 40-футовых рефконтейнеров, проводили переговоры по этой теме с крупными транспортными компаниями.
– Что вы думаете о перспективах государственно-частного партнерства в ОПК? Насколько оно эффективно и взаимовыгодно?
– Приватизация 1990-х годов позволила большому количеству предприятий, особенно производящих продукцию для Сухопутных войск, существовать в частной форме собственности. Вектор развития у них был разный. Кто-то завершал банкротством, а кто-то развивался. Мне лично отрадно и приятно, например, что тульские предприятия, которые были частными, сохранили и приумножили потенциал. Их вхождение в государственные структуры – хороший пример частно-государственного партнерства. Другой пример – такая структура, как Курганмашзавод. Он проходил достаточно сложное становление в конце 1990-х – начале 2000-х годов как частное предприятие, будучи, по сути, единственным производителем и разработчиком БМП, но в настоящее время начинает восстанавливаться благодаря вхождению в Ростех. Объединение государственного и частного – наиболее устойчивая конструкция в современных условиях, но во многом зависит от человеческого фактора. А в остальном законодательные акты и нормативные документы создают все предпосылки для нормального развития.
– В 1990-е годы остро встала проблема новых кадров в сфере промышленности. Удалось ли на сегодняшний день решить вопросы нехватки высококвалифицированных специалистов?
– К сожалению, кадровая проблема остается. Причин очень много, к тому же они носят как системный, так и индивидуальный характер, и нельзя сказать однозначно обо всех предприятиях в целом. Нужно учитывать привязку к городам. Одна из самых больших молодежных организаций на Уралвагонзаводе – около шести тысяч ребят – в ходе недавно проводимой конференции поднимала важный вопрос, и мы в свою очередь будем обращаться с ним в соответствующие ведомства. Это вопрос на предмет того, чтобы не закрывать, по крайней мере, в Нижнем Тагиле филиалы высших учебных заведений. Я считаю, это будет дополнительным фактором, влияющим на отток молодых специалистов.
Если говорить о завтрашнем дне, то, естественно, чем выше квалификация специалиста, тем лучше будет продукция. Создавать условия, при которых потенциальные профессионалы, которые требуются на предприятии в своем городе, будут уезжать, – неверный путь. И напротив, есть города с хорошим учебным потенциалом, например, Томск, где из вузов ежегодно выпускаются ценные специалисты, но внутренняя потребность в них избыточна. В таком случае хорошо было бы направлять их работать на предприятия других городов.
Что касается слесарей, сварщиков и других – сейчас мы закупили оборудование, требующее очень высокой квалификации. Соответственно, требуются квалифицированные работники. Эту нишу восполнить тяжело. Хорошо, что сейчас проходят различные конкурсы, пропагандирующие рабочие профессии. На мой взгляд, важно уделять больше внимания такой деятельности, популяризировать их, вовлекать в них молодежь.
– Уралвагонзавод был построен в труднейших условиях. По сути, это был человеческий подвиг. Что делается сегодня для сохранения исторической памяти?
– Мы бережем свои традиции, храним их в наших музеях, в наших умах. История для нас ключевая и знаковая составляющая с точки зрения воспитания. Фактически мы начинаем воспитывать детей наших заводчан со школьной скамьи, а иногда и с детских садов. Мы проводим конкурс династий. Победителем такого конкурса на Уралвагонзаводе в 2021 году стала династия Кузнецовых, трудовой стаж которой почти 800 лет. Совсем недавно мы с участием Игоря Угольникова показали молодым ребятам фильм «Подольские курсанты». Так ведь и у нас после войны работал один из подольских курсантов – Николай Чуркин. Он пришел на Уралвагонзавод и прошел путь от кладовщика до начальника механосборочного производства. Мы пригласили на показ фильма его дочь Ирину Николаевну Чуркину, доктора медицинских наук, профессора кафедры патологической анатомии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Санкт-Петербургского медицинского госуниверситета.
Создаются все условия для комфортной работы и жизни: бассейны, поликлиники и многое другое. У нас прекрасный театр в Нижнем Тагиле, в котором до недавнего времени играла жена Высоцкого – Изольда Константиновна. Это всё собирается в единое целое, двигает мысли, влияет на отношение к работе, а соответственно – повышает качество выпускаемой продукции.
В свое время мы проявили инициативу и создали движение, которое, надеюсь, найдет отражение в будущем, – «Бессмертный цех». Во время парада 9 Мая в ряде наших городов, прежде всего в Нижнем Тагиле, мы провели это шествие. Приятное удивление вызвало то, что люди даже из других городов приезжали с портретами своих предков, работавших на заводе во время войны.
Чувство патриотизма, особенно на Уралвагонзаводе, сильно развито. Когда человек пересекает проходную, он понимает всю ответственность перед коллегами, перед великой историей завода. Такой человек – качественный, хороший работник.
В прошлом году, как известно, исполнилось 100 лет танкостроению, и мы с большой гордостью отметили этот праздник. А 80 лет назад был построен первый танк на Уралвагонзаводе. В этом году нам исполнилось 85 лет. В честь юбилея Президент России наградил нас почетным знаком «За успехи в труде». Мы чувствуем поддержку нашего руководителя, у нас есть четкое видение перспектив и понимание важности стоящих перед нами задач в конструктивном взаимодействии с Министерством обороны. Мы намерены и в дальнейшем на высочайшем уровне выполнять гособоронзаказ.
Марина Щербакова
Газета Машиностроитель, выпуск № 49, 24 декабря 2021.


Уралвагонзавод в числе лучших благотворителей Свердловской области

Уралвагонзавод (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) стал одним из лучших благотворителей среди промышленных предприятий Свердловской области. В 2021 году УВЗ традиционно оказал поддержку ряду общественных, спортивных и религиозных организаций, реализовал целый ряд социально значимых для Нижнего Тагила и горожан проектов. В числе приоритетных направлений – здравоохранение, образование и спорт.

Так, в рамках борьбы с коронавирусом предприятие передало Центральной городской больнице №1 Нижнего Тагила реанимационное оборудование, которое существенно облегчило наблюдение за тяжелыми больными. Также в распоряжение ЦГБ№1 были выделены два микроавтобуса и один легковой автомобиль с водителями. Закуплены материалы в Нижнетагильский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», куда ранее предприятием было приобретено стационарное лабораторное оборудование для проведения тестов на коронавирус. В заводских здравпунктах проходила вакцинация работников против COVID-19.

Как и всегда, огромное внимание было уделено подрастающему поколению. В августе 2021 года подписано соглашение между Правительством Свердловской области, администрацией Нижнего Тагила и Уралвагонзаводом, в соответствии с которым УВЗ направит отчисления на ремонт и переоборудование школ города. Но и до этого предприятие поддерживало 20 школ и 43 детских сада Дзержинского района. Им ежегодно оказывается помощь в проведении ремонтов, приобретении мебели и оборудования и многое другое.

Также предприятие является спонсором двух спортивных школ Дзержинского района: СШОР «Спутник» и МБУ СШ по хоккею «Спутник». В них занимается порядка 1500 юных спортсменов, которые постигают мастерство хоккея, фигурного катания, бокса, плавания, футбола, лёгкой и тяжелой атлетики. Уралвагонзавод безвозмездно предоставляет ребятам для игр и тренировок свои спортивные объекты, а также оказывает помощь с приобретением экипировки и спортинвентаря, поездками на соревнования.

В 2021 году предприятие продолжило вкладывать средства в ремонт и содержание социальных объектов, которые являются центром культурной, спортивной и досуговой жизни Дзержинского района с населением более 100 тысяч человек. Реконструировано мини-футбольное поле, расширена парковка у Дворца водного спорта, стадион УВЗ вошел во Всероссийский реестр объектов спорта, что дает право проводить здесь крупные соревнования. Услугами медицинского центра УВЗ пользуются почти 30 тысяч работников Уралвагонзавода из 90 тысяч взрослого населения района. Для заводчан предпенсионного и пенсионного возраста организовано новое отделение санаторно-курортного лечения.

Для ветеранов – а их на учёте почти 10 000 человек - проводились различные культурные, оздоровительные и спортивные мероприятия: например, предприятие подарило своим бывшим работникам площадку для игры в городки. Им оказывалась традиционная материальная помощь, при этом в 2022 году ее размер будет увеличен.

Большое внимание уделялось благоустройству Нижнего Тагила: в 2021 году высажено порядка 100 деревьев, 100 кустарников и 165 тысяч корней цветочной рассады на площади 3293,9 кв. м.

– В этом году Уралвагонзавод отметил 85-летний юбилей. На протяжении всех этих лет, даже в самые сложные времена, наше предприятие, являясь градообразующим, социально ответственным, уделяет огромное внимание благотворительности. В числе наших проектов - поддержка ветеранов, молодежи и подрастающего поколения, воспитание перспективных кадров для промышленности, благоустройство территорий Дзержинского района и Нижнего Тагила в целом и многое другое. В условиях пандемии мы вместе со всеми боремся с коронавирусной инфекцией, а наш медцентр значительно снимает нагрузку со здравоохранения Нижнего Тагила. Все это - наша ответственность перед работниками, членами их семей, всеми жителями нашего города, - отмечает директор по персоналу Алексей Балыбердин.

Пресс-служба УВЗ




Возврат к списку