Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

25 лет назад героические усилия уралвагонзаводцев возродили отечественное танкостроение

17 Мая 2024

25 лет назад героические усилия уралвагонзаводцев возродили отечественное танкостроение

25 лет назад героические усилия уралвагонзаводцев возродили отечественное танкостроение
Нижний Тагил, 17 мая 2024 г.

17 мая 1999 года Уралвагонзавод (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) отправил три танка Т-90С на испытания в Индию. С тех пор эта дата считается моментом второго рождения не только предприятия, но всей российской танковой отрасли.

В 1997 году индийские военные проявили интерес к модификации танка Т-90С, созданной Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения (входит в состав Концерна УВЗ) еще в 1992 году.

При этом иностранным заказчикам нужна была качественно новая машина: с 1000-сильным двигателем вместо дизеля на 840 лошадиных сил и тепловизионным прицелом. Существующий танк не обладал требуемыми характеристиками, и руководителям Уралвагонзавода и УКБТМ пришлось пойти на риск. Николай Малых, бывший в то время генеральным директором Уралвагонзавода, дал обещание показать индийцам, по сути, новую машину уже в феврале 1999 года. Несмотря на то, что не было ни брони, ни деталей, а кооперационные связи были утеряны.
Адаптация в кратчайшие сроки имеющихся наработок к требованиям заказчика, организация производства и возвращение на заводы высокопрофессиональных специалистов, возрождение утерянных кооперационных связей и обеспечение конвейера необходимыми комплектующими – эта гигантская кропотливая работа, проведенная Уралвагонзаводом и УКБТМ возродила отечественное танкостроение, которое в 1990-е годы оказалось на грани уничтожения. А Т-90С стал самым коммерчески успешным танком XXI века.
Самым тяжелым вопросом был выбор двигателя. Существующие варианты 1000-сильного дизеля были совсем «сырыми». К работе подключился челябинский завод «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в состав Концерна УВЗ). Над созданием двигателя южноуральские специалисты трудились на протяжении нескольких лет. Несмотря на то, что необходимого объема испытаний к моменту установки в танк ему тоже не хватало, было решено использовать челябинский В-92С2.
Т-90С образца 1999 года существенно отличались от базового варианта. Изменения затронули шасси танка, систему управления огнем, конструкцию башни. В частности, в состав СУО одной из машин был введен современный тепловизионный прицел, на одной из машин стояла сварная башня, изготовленная в сентябре 1998 года.

«Подготовка первых трех танков Т-90С к отправке в Индию была сложнейшей, почти невыполнимой задачей. Но эти испытания и последующий за ними контракт стали судьбоносными моментами нашей истории. Проведенная уралвагонзаводцами работа, без преувеличения, вдохнула новую жизнь в заводы и конструкторские бюро России, дала отрасли мощный импульс к дальнейшему развитию. Сегодня коллективы предприятий Концерна «Уралвагонзавод» в разы нарастили производство лучшей для своего времени военной техники. Постоянно работают над ее совершенствованием. Наши танкостроители вновь доказывают, что для УВЗ нерешаемых задач нет!» - отмечает генеральный директор АО «Концерн «Уралвагонзавод» Александр Потапов.
В 1999 году три танка были готовы к отправке на испытания. Это был титанический труд, выполненный при минимальной государственной поддержке. Напряжение тех лет и тяжесть проделанной работы подтверждает трагический случай: 13 мая на 62-м году жизни главный конструктор УКБТМ Владимир Поткин умер прямо за столом в своем кабинете. В день, когда танки грузили в самолет, его провожали в последний путь.
Вряд ли какая-либо другая машина выдержала бы ту проверку на прочность, какой подвергли Т-90С индийские военные.

 В пустыне Тар, при почти полном отсутствии дорог, каждый танк прошел более 2000 километров, преодолевая барханы высотой 15 метров. Все это при дневной температуре воздуха до +53 градусов и ночной около +30, когда двигатель просто не успевал остыть! С дизелем В-92С2 индийские механики-водители вполне осознанно обращались жестко, но он продемонстрировал феноменальную выносливость.
Испытания завершились успешно.

Военный атташе при посольстве в Индии в Москве бригадный генерал Д. Сингх заявил: «По эффективности Т-90С можно назвать вторым после ядерного оружия фактором сдерживания». Но оформление индийского контракта шло долго и тяжело. Окончательно все вопросы были согласованы во время визита Президента РФ Владимира Путина в Индию 2-5 октября 2000 года. 124 танка отправились в Республику в готовом виде и еще 186 - в виде машинокомплектов.

А 7 января 2004 года с конвейера завода в городе Авади сошел первый Т-90С индийской сборки, получивший название «Бишма» в честь легендарного борца из эпоса Махабхарата. Дальнейшее сотрудничество Индии и Уралвагонзавода определялось соглашением о лицензионном производстве танков.
Press@npk.uvz.ru

Справочно:


АО «НПК «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) — входит в Концерн «Уралвагонзавод». Является одним из крупнейших машиностроительных комплексов современной России, производителем всемирно известной бронетанковой техники и признанным лидером в производстве грузового подвижного состава на «пространстве 1520». С конвейера УВЗ сошло более 100 000 боевых машин и 1 200 000 единиц железнодорожной техники, в том числе около 50 000 единиц инновационного подвижного состава.

АО «Концерн «Уралвагонзавод» — один из мировых лидеров в сегменте бронетехники, единственный разработчик и производитель бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в России, лидер на российском рынке железнодорожной техники. В периметр Концерна входят производственные предприятия, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты. Это известные в России и мире разработчики и производители подвижного состава, танков и другой техники.

Госкорпорация Ростех – крупнейшая машиностроительная компания России. Объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Компания выступает ключевым поставщиком вооружений, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа. Развивает высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы и др. Консолидированная выручка в 2022 году превысила 2,1 трлн рублей, доля гражданской продукции составила 44,5%.


Пресс-служба УВЗ

Возврат к списку