Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области

Поездка в Свердловскую область

16 Февраля 2024

Поездка в Свердловскую область

Поездка в Свердловскую область
Владимир Путин в Нижнем Тагиле посетил «Уралвагонзавод» и побеседовал с работниками предприятия, а также осмотрел среднюю общеобразовательную школу № 32. Затем Президент прибыл в Верхнюю Пышму, где ознакомился с работой завода «Уральские локомотивы». На его территории глава государства провёл совещание по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Посещение «Уралвагонзавода»
Владимир Путин прибыл в Нижний Тагил (Свердловская область), где посетил АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».
15 февраля 2024 года
В ходе посещения АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».

Пояснения даёт генеральный директор завода Александр Потапов. Фото: Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»
Президент осмотрел цех изготовления трансмиссий № 115 – уникальный производственный проект Уралвагонзавода. Это первый в новейшей истории тагильского предприятия цех, который возведён с нуля, оснащён под ключ и запущен в эксплуатацию.
В цехе скомпонованы по технологическому признаку все виды механической обработки для полного цикла изготовления деталей любой трансмиссии. Основными и приоритетными видами являются обработка на токарных, фрезерных и зубообрабатывающих программных станках.
Помимо деталей для спецтехники в новом цехе предусмотрены варианты изготовления гражданской продукции.
Кроме того, Владимир Путин посетил сборочный цех № 130 – танковый конвейер. Главе государства рассказали о работах по монтажу различных систем боевых машин и продемонстрировали продукцию, готовую для отправки в войска.
Президента сопровождали Заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев и помощник Президента Максим Орешкин, пояснения давал генеральный директор завода Александр Потапов.
Владимир Путин также побеседовал с работниками предприятия.
* * *
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского» – один из крупнейших в России производителей военной техники, дорожно-строительных машин и железнодорожных вагонов. Завод основан в 1936 году. Сегодня он выпускает более 200 видов продукции.
На мощностях УВЗ выпускается танк Т-14 на платформе «Армата», танк Т-90М «Прорыв», модернизированный танк Т-72Б3М, а также боевые машины поддержки танков и бронированные инженерные машины.

Беседа с работниками «Уралвагонзавода»
15 февраля 2024 года

В.Путин: Здравствуйте! Как поживаете?
Реплика: Хорошо. Работаем.
В.Путин: Я вижу, знаю. Хочу вас поблагодарить, как в таких случаях говорят, от себя лично и от наших ребят, которые используют вашу технику. Достойна самых хороших эпитетов. И Т-72 модернизированный, и Т-90.
Знаю, что ваши бригады выезжают и в зону специальной военной операции, работают почти на линии соприкосновения, помогают нашим военнослужащим, восстанавливают технику. Здорово. Но и качество работы, конечно, очень хорошее.
А как город у вас? Развивается?
Реплика: Развивается.
В.Путин: Мы же в 2013 году делали одну программу, поддерживающую развитие города, а потом ещё одну. Что-то изменилось?
Реплика: Конечно, причём очень сильно.
В.Путин: У нас там по нескольким направлениям было: дороги, освещение, парки. Шесть направлений, по-моему.
А.Калитюк: Развитие идёт реально: парки разбиваются, набережные реставрируют, освещение действительно добавилось, качество дорог улучшилось, ремонт идёт полноценный круглогодично.
В.Путин: Что ещё надо сделать?
А.Калитюк: Что ещё? Наверное, ничего.
М.Сидоров: Уважаемый Владимир Владимирович!
Сидоров Михаил, сварщик механосборочного цеха. У меня к Вам не вопрос, а скорее обращение.
Вы знаете, два года назад практически мы всем коллективом безоговорочно поддержали начало специальной военной операции. Тогда мы об этом открыто заявили на нашем собрании, и тогда же мы отметили, что наше предприятие исторически связано с Украиной.
Как Вы знаете, в начале Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован к нам на Урал. Эвакуация – это не просто перемещение станков и оборудования. К нам в Тагил приехали и рабочие, специалисты, зачастую они приезжали целыми семьями. Вот так, бок о бок с уральцами, в короткий срок, за два с небольшим месяца, они отстроили производство легендарных Т-34.
После окончания войны многие из эвакуированных украинцев остались работать здесь, завели семьи, пустили корни. Именно с Уралом они связали историю своих поколений. Далеко ходить не будем, наверняка у многих из нас так или иначе есть родственные связи на Украине. И тем чудовищнее всем нам было наблюдать за тем, что там происходило последние годы, за тем, как там расцветает неонацизм, как гибнут люди, самое страшное – гибнут дети, и всё из-за того, что они просто были не согласны с таким положением дел.
Глядя на всё это, мы не словом, а именно делом доказали свою поддержку специальной военной операции. Мы одни из первых наладили круглосуточный режим работы на предприятии, увеличили производство в несколько раз. И мы готовы работать в таком режиме столько, сколько потребуется, потому что у нас у всех есть пример наших предшественников. Именно так работали наши отцы, деды, и мы отлично понимаем, что только с таким подходом все цели специальной военной операции будут достигнуты.
Владимир Владимирович, Вы можете быть уверены: Уралвагонзавод за Вас, за Россию.
Спасибо за Ваш визит.
В.Путин: Я не сомневаюсь в этом. Вы знаете, надо сказать прямо, и как это всегда было, это все знают, мы никогда не делали разницу между русскими и украинцами, между Россией и Украиной.
Подавляющее большинство тех, кто жил на Украине, и абсолютное подавляющее большинство тех, кто живёт в России, всегда считали, если по-честному, что это фактически одно и то же.
Но после Великой Отечественной войны, о которой Вы сейчас говорили, часть этих националистов и нацистских элементов, которые сотрудничали с Гитлером, убежали за границу, убежали в Штаты, в Канаду, и на них противник сделал ставку.
По сути, после развала Советского Союза именно они и пришли к власти, и даже не важно, какова фамилия была того или иного президента, потому что вели себя агрессивно, нагло, и все сразу раз – под них и легли. Пришли к власти с помощью голосов юго-запада [Украины], где всегда были российские настроения, люди считали себя русскими, даже несмотря на то, что в паспорте было написано.
Приходили с помощью этих голосов – и сразу под них [националистов] ложились, потому что вели себя нагловато, нагло и имели поддержку из-за рубежа, прежде всего из Штатов, конечно. Вот за это всё и происходило. И те, кто когда-то сотрудничал с нацистами, остались на этих позициях – и сейчас делают то же самое.
Вы знаете, в литературе… Хорошо из истории известно: почему делают ставку на Бандеру и иже с ним – Шухевича и прочих? Почему? Потому что говорят, что якобы они работали, сотрудничали с фашистами, с нацистами, с гитлеровцами, с Гитлером, добивались независимости Украины, а потом их немцы начали преследовать. Так они их начали преследовать не потому, что те отказались от своих взглядов, а потому, что нос по ветру держали, поняли, что Германия проигрывает войну, и начали восстанавливать, пытаться наладить отношения с западными союзниками. Немцы это сразу видели, их цап-царап – и в лагеря. Так возникла идея, что они, вообще, не совсем нацисты. Они натуральные нацисты, стопроцентные.
И если начали носом крутить, думать, на кого ещё опереться, – не потому, что они передумали или изменили свои взгляды, нет. Потому что поняли, что фашистская Германия проигрывает войну. Ну вот и всё. Они как были нацистами, так и остались.
Их последыши – неонацисты – абсолютно такие же, как и те, с которыми мы воевали во время Великой Отечественной войны.
Если сегодня кто-то выступает с тех же позиций уже в более широком формате, это люди, которые предают своих отцов, дедов, прадедов, тех, кто реально воевал с нацизмом. А теперь они выстраиваются по политической конъюнктуре, так выгоднее, смотрят на тех, кто у власти. А у власти те, кого разными способами, причём тонкой работой с большими группами населения, власти продвинули, засунули туда. Они контролируют просто эту территорию и этих людей. Вот и всё. Но в России никогда не было и не будет никакого сочувствия к нацистам.
А что касается нашего отношения к Украине, к украинскому народу, я много раз об этом говорил, совсем недавно ещё раз сказал об этом. Я думаю, что подавляющее большинство граждан России такие подходы разделяет. Но с любыми проявлениями крайнего национализма, нацизма мы, разумеется, будем бороться, и будем людей защищать наших, которые там живут. Я не сомневаюсь в том, что у вас именно такой подход к этому делу. Спасибо вам за такую позицию. И спасибо за работу, самое главное.
Я знаю, что не хватает рабочих рук квалифицированных. Тоже будем работать над этим. У Вас же два техникума, да?
А.Потапов: Да.
В.Путин: Сейчас по приезде разговаривали, будем помогать их поддерживать. Дефицит примерно полторы тысячи квалифицированных рабочих рук. Надо восстанавливать.
Два техникума сколько могут давать? 600 человек в год, да? Так что и денежки дадим дополнительно и на один техникум, и на другой. Один – базовый, тот, который числится за регионом, второй числится за федеральным университетом. По всем каналам будем немножко им давать – не немножко, а, наверное, под 400 миллионов, да?
А.Потапов: Да.
В.Путин: 400 миллионов дадим туда, чтобы их поддержать.
Так что у вас будет кому передавать опыт, свои знания. Мы надеемся, что с учётом роста заработной платы всё-таки это будет и интересно, и престижно. Не знаю, мне кажется, что это интересно.
Я хожу, с удовольствием смотрю на результаты вашей работы. Так что вам спасибо большое.
Д.Вахрушева: Владимир Владимирович, меня зовут Вахрушева Дарья, я контролёр-приёмщик вооружения.
Очень интересно, каким Вы видите будущее России, в частности оборонно-промышленного комплекса, через 5–10 лет?
В.Путин: Знаете, это несложно сказать. Почему? Потому что это зависит от того, как в целом страна развивается, как мир развивается, каковы наши приоритеты и потребности. 5–10 лет – это такая среднесрочная перспектива.
Во-первых, что касается «оборонки», нам нужно обеспечить потребности сегодняшнего дня и нам нужно восстановить все наши стратегические резервы. Поэтому для чисто оборонного комплекса работы более чем достаточно.
В целом ОПК продемонстрировал очень хорошие результаты за предыдущие год-полтора.
То, что касается индивидуальной бронезащиты на поле боя для ребят, собственное производство выросло в десять раз, производство автомашин разного класса выросло в семь раз, производство танков, которыми вы занимаетесь, выросло в пять раз – не в какие-то проценты, а в пять раз, – а производство бронемашин различного класса – в 3,5 раза. Всё в разы растёт.
Выбывает часть техники, её нужно замещать. Это часть техники, которая пришла на ремонт, вы с ней же работаете – Т-62, Т-72. Она будет уходить, нужна новая современная техника, в том числе вот такие машины, которые вы делаете, – Т-90 «Прорыв», лучший танк в мире. Вот без всякого преувеличения – и ребята наши говорят, танкисты, да и противник тоже признаёт – лучшая машина в мире. Надо её развивать, надо будет думать о новых поколениях техники. И инженеры-конструкторы знают, над чем нужно работать, и работают уже сегодня. Поэтому заказами точно все предприятия ОПК будут обеспечены.
Речь не только о военной технике. Уже сейчас где-то под 25 процентов в среднем по отрасли ОПК предприятия оборонно-промышленного комплекса выпускают продукцию гражданского назначения. И в структуре производства объём этой гражданской техники будет возрастать, причём на предприятиях ОПК она не примитивная, это не просто ложки, вилки, тарелки, это тоже высокотехнологичная техника. По этому направлению, по «гражданке», тоже много будет и работы, и интересных заказов.
(Обращаясь к А.Потапову.) Вот Уралвагонзавод – сколько вы подвижного состава [произвели]?
А.Потапов: Подвижного в прошлом году – шесть тысяч, в этом планируем уже 12 [тысяч].
В.Путин: 12 тысяч подвижного состава. Мы сейчас ещё переедем на другое предприятие, потом ещё завтра поедем – в других местах не только вагоны делают, но и локомотивы. Я к чему? Да, сейчас у нас наиболее острые задачи стоят в зоне проведения специальной военной операции, но у нас и гражданская повестка большая.
Например, сейчас будем обсуждать вопросы, связанные с развитием высокоскоростных железнодорожных магистралей. Там нужно будет большое количество современного подвижного состава, потому что железнодорожные составы будут ходить со скоростью 400 километров в час. Там нужна современная, на уровне мировых стандартов, а может быть, на шаг вперёд, новая железнодорожная техника. А насколько я понимаю, ваше предприятие делает и специализированную технику для РЖД, да?
А.Потапов: Да.
В.Путин: И эта техника тоже будет востребована.
У нас работы, как в народе говорят, непочатый край, есть над чем работать. Так что Вы не беспокойтесь, всё выполним.
И.Бырылов: Бырылов Илья, инженер-конструктор.
Владимир Владимирович, у нас действительно прекрасный город, и он развивается, становится ещё лучше. Но многие молодые ребята сейчас уезжают в более крупные города в поисках лучшей жизни. У нас есть рабочие места, есть где получить образование. Образуется много молодых семей, и в таких городах, как Нижний Тагил, требуется поддержка, чтобы семьи укоренялись именно здесь.
Мы знаем, что существует такая программа, как «Молодая семья», но она действует до 2025 года. Планируется ли её продолжение либо какие-то альтернативные программы?
В.Путин: Вы женаты? У Вас семья есть?
И.Бырылов: Да.
В.Путин: Дети есть?
И.Бырылов: Детей пока нет.
В.Путин: Сколько Вам лет?
И.Бырылов: 33.
В.Путин: Но на заводе Вы работаете хорошо. А в семье? 33 – христовый возраст, уже пора детишек заводить.
Программа «Молодая семья», о которой Вы сказали, хорошая. Она хороша тем, что предоставляется достаточно неплохая субсидия – от 30 до 33 процентов – на погашение кредитов, взятых под приобретение жилья. Она востребована очень. Я не помню точно, но, по-моему, где-то 14,5 миллиарда мы в прошлом году по этой программе отфинансировали. И в этой планируется где-то примерно такая же сумма, по-моему, чуть побольше – 14,7 миллиарда. Но в целом, безусловно, поддержка молодых семей, особенно семей с детьми, – это безусловный приоритет.
Если мы хотим сохраниться, знаете, если мы хотим сохраниться как этнос или этносы, населяющие Россию, должно быть как минимум два ребёнка. А как же? Два человека производят двух детей, значит, количество людей остаётся прежним, не уменьшается. Если один ребёнок, уменьшается же количество. А чтобы расширяться, развиваться, нужно хотя бы три ребёнка.
Но всё, что мы делаем, так или иначе связано с поддержкой семьи, поэтому мы сохраним и эту программу. Уже деньги предусмотрены и на этот год, и на 2025 год предусмотрены деньги примерно в таком же объёме. И конечно, не просто будем думать, а обязательно продлим эту программу за горизонт трёхлетнего бюджетирования. Эта программа будет продолжаться.
Сохраняется у нас льготная ипотека под шесть процентов, и, естественно, постоянно будем думать о том… Я сейчас не буду всё перечислять. Вам как в будущем отцу и Вашей жене как будущей маме интересно будет посмотреть. Посмотрите всё, что делается в этой сфере. У нас единая теперь субсидия – условно субсидия – для семей с детьми от беременности женщины и даже до 23 лет, если ваш ребёнок получает образование.
Там целая большая программа, будем её, безусловно, совершенствовать. И подумаю ещё, сейчас заранее не хочу просто говорить, с Правительством согласую некоторые вещи, может быть, в ежегодном Послании [к Федеральному Собранию] сформулирую, и объявим ещё о каких-то дополнительных мерах. Посмотрим. Заранее не хочу это анонсировать, надо проработать, чтобы это было всё серьёзно и реализуемо.
И.Бырылов: Спасибо. Будем стараться.
А.Игишева: Игишева Ариша, инженер-технолог.
Владимир Владимирович, у нас есть замечательный музейный комплекс с уникальнейшими экспонатами, в котором показана вся история, а также научно-технический прогресс нашего предприятия. Именно с него в детстве началось моё знакомство с Уралвагонзаводом.
Сегодня тысячи ребят из школ нашего города, области и даже страны посещают данный музей, и никто не остаётся равнодушным.
Обращая внимание на радостные лица ребят и понимая, что мы можем увлечь их нашей техникой, а в дальнейшем и привлечь в нашу отрасль, мы хотим предложить Вам внедрить эти экскурсии в обязательную школьную программу, чтобы это было на федеральном уровне.
В.Путин: Мы так и делаем.
На федеральном – я не знаю, как это сделать, потому что музеи, о которых Вы говорите, носят, как правило, региональный, или местный, или вот как у Вас на производстве [статус]. С федерального уровня это всё отрегулировать достаточно сложно. Но мы поддерживаем, всё время с губернаторами, с руководителями регионов об этом говорим, на региональном уровне поддерживается.
У Вас музей прямо здесь находится, на предприятии?
А.Игишева: На предприятии за проходной.
В.Путин: За проходной? То есть не на территории.
Реплика: Нет.
В.Путин: То есть не связано с режимом [объекта]. Я поговорю, губернатор немножко приболел просто. Он сегодня будет на совещании по видеосвязи. Мы с ним поговорим, с Евгением Владимировичем. Я думаю, если нужна какая-то поддержка со стороны региона, это будет. (Обращаясь к А.Потапову.) Нужна какая-то поддержка музея? Музей от предприятия, да?
А.Потапов: Да, это музей предприятия, и, по сути своей, действительно, у нас каждый, кто поступает на завод, – задача первая: ты перейдёшь проходную только тогда, когда изучишь историю завода. Это про заводчан.
А то, что говорится сейчас, – в нашем понимании это крайне необходимо. Потому что это не только предприятие «Уралвагонзавод». Таких музеев у нас… Челябинский тракторный завод – великолепный музей! Отдельно находится, не в периметре, то есть не надо проходить проходную. Когда, действительно, ребята приходят, у нас есть даже такая практика, мы ездим, условно говоря, из Тагила в Челябинск, из Челябинска… Если бы мы сделали это на уровне Минпросвещения, чтобы это было… Помните, как это было в школе, когда мы ходили обязательно? Вот возродить всё доброе и хорошее, потому что то, что говорится, в этом есть очень рациональное зерно.
В.Путин: Хорошо, я поговорю с Министром [просвещения] Сергеем Сергеевичем [Кравцовым], а он – с регионами, там, где такие музеи есть, попробует как-то это в одну программу упаковать. Идея хорошая.
Д.Кривич: Владимир Владимирович, разрешите?
В.Путин: Да, пожалуйста.
Д.Кривич: Меня зовут Кривич Денис, главный специалист по спецтехнике.
2024 год объявлен Годом семьи. На Уралвагонзаводе работает множество династий, их 37 только со стажем трудовой деятельности более 300 лет. Люди работают бок о бок друг с другом в цехах и также передают свой опыт от поколения к поколению. Возможно ли определить какую-то государственную награду для заслуженных династий нашей отрасли?
В.Путин: Хорошая идея. Честно говоря, мне в голову это не приходило, откровенно скажу.
Недавно мы сделали знак «За успехи в труде». Потом совсем недавно, в этом году, в Туле был, объявил о том, что учреждён новый орден трудовой доблести. По-моему, ещё в статут пяти орденов мы тоже внесли изменения: ими могут награждаться и физические лица, и юридические, то есть трудовые коллективы. Но так, чтобы как-то развернуть это в сторону трудовых династий, в голову никому не приходило, а Вам пришло.
Идея хорошая. Я не готов прямо сейчас ответить, но обязательно попрошу коллег и в Администрации, и в Правительстве продумать это и предложить решение. Хорошая идея, отличная.
Д.Кривич: Спасибо.
В.Путин: Вам спасибо за идею.
В.Фролова: Здравствуйте!
Меня зовут Фролова Валерия, я экономист по снабжению.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В.Путин: То есть экономите на снабжении. (Смех.)
В.Фролова: Наоборот, снабжаем.
В.Путин: Шутка.
В.Фролова: В октябре 2021 года Вашим Указом был учреждён День отца. Именно к этому прекрасному празднику было приурочено создание корпоративного конкурса «А ну-ка, девушки!».
В.Путин (обращаясь к И.Бырылову): А Вы как чужой на этом празднике жизни. (Смех.)
И.Бырылов: Будем стараться.
В.Фролова: Именно к этому празднику было приурочено создание корпоративного конкурса «А ну-ка, девушки!», который в этом году прошёл уже во второй раз. Мне довелось как раз в этом году поучаствовать, и я стала победительницей. Заводчане очень полюбили этот конкурс, и точно станет традиционным для нашего предприятия.
Мои родители мне рассказали, что такие конкурсы были очень популярны в СССР и показывались по центральному телевидению, а теперь он возрождён и у нас. И это, на наш взгляд…
В.Путин: Покажем.
В.Фролова: Покажем. И это, на наш взгляд, очень важно, ведь во многих зарубежных странах обесценивается семья и её традиционные ценности.
В.Путин: Да там уже и семей-то скоро не будет.
В.Фролова: И учитывая это, хотелось бы предложить возродить такой конкурс на уровне страны и для его проведения выбрать наш город, ведь у нас для этого есть всё: наша жемчужина – дворец культуры, спортивные объекты, современная гостиница. У нас прекрасный город, в котором мы с радостью примем девушек из других регионов. Ещё у нас много замечательных холостых ребят.
Просим рассмотреть наше предложение, уважаемый Владимир Владимирович.
В.Путин: Хорошо. Так чтобы была площадка, где можно было бы для дополнительного общения по общим интересам, для того чтобы устанавливать нужные в будущем связи, контакты, – об этом говорите, да? Обязательно.
Я сейчас не могу сказать, как быстро мы это сделаем, в каком формате, будет это регулярно или нет, но мы на Ваше предложение обязательно отреагируем. Я это Вам гарантирую, здесь мы подумаем, как это подраскрутить.
В.Фролова: Спасибо.
А.Рыбникова: Владимир Владимирович, Нижний Тагил ещё называют Путинградом, потому что тагильчане всегда Вас поддерживают.
В.Путин: Спасибо большое.
А.Рыбникова: Мы очень долго ждали этой встречи, и для нас это огромная честь. Владимир Владимирович, разрешите сделать общую фотографию с Вами?
В.Путин: Конечно, с удовольствием.

Совещание по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург
Владимир Путин прибыл в Верхнюю Пышму (Свердловская область), где посетил ООО «Уральские локомотивы». На площадке предприятия Президент провёл совещание по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.
15 февраля 2024 года
22:00
Верхняя Пышма
Перед началом совещания Президент осмотрел комплекс сборки электропоездов ООО «Уральские локомотивы». Предприятие входит в группу компаний «Синара». Главу государства сопровождали Заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, помощник Президента Максим Орешкин, пояснения давали президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский, президент АО «Группа Синара» Михаил Ходоровский и генеральный директор АО «Группа Синара» Виктор Леш.
Владимиру Путину продемонстрировали ключевые элементы вагонов новых российских скоростных поездов и готовую продукцию, в частности, головной вагон полностью отечественного скоростного поезда нового поколения «Финист» (аналог «Ласточки»). Кроме того, главе государства представили макет планируемого к строительству высокоскоростного поезда на восемь вагонов. Владимир Путин также посидел за рулём электробуса – новейшей разработки холдинга «Синара – Транспортные машины» в области городского транспорта.
Завод «Уральские локомотивы» создаёт технику как для пассажирских, так и грузовых перевозок (грузовые электровозы постоянного тока «Гранит» и «Синара», новый грузовой магистральный локомотив «Малахит»). Сегодня специалисты «Уральских локомотивов» совместно с РЖД работают над созданием беспилотного поезда.
* * *
Совещание по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Обсудим сегодня вопросы строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, точнее сказать, начало работы по этому направлению.
По сути это пилотный проект, имею в виду строительство на первом этапе ветки Москва – Санкт-Петербург. Эта работа станет, должна стать первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. А это принципиально другой уже, конечно, уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, новые возможности для граждан и наших регионов.
Добавлю, что сама по себе готовность браться за такие сложнейшие проекты и способность их реализовать – это своего рода интегральный показатель нашего возросшего технологичного, научного, кадрового, индустриального потенциала. Это новые компетенции, и, судя по всему, мы подошли к тому, чтобы их реализовывать.
Повторю, строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом – это только начало. В перспективе – организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии – Минска. Вполне естественные, реализуемые [программы]. Что касается Минска, то с Президентом Белоруссии Александром Григорьевичем Лукашенко мы обсуждали этот вопрос, он тоже поддерживает.
Выделенные высокоскоростные маршруты помогут заметно нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузят аэропорты, будут способствовать росту внутреннего туризма и деловой активности.
Мы уже давно, если не сказать очень давно, обсуждаем, анализируем подходы к строительству высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. (Обращаясь к Г.Грефу.) Герман Оскарович, да? Давно совсем, когда мы ещё в Питере работали, уже об этом говорили.
Сегодня прошу представить подготовленные предложения по источникам и механизмам финансирования, обозначить сроки и этапы работ, а также условия привлечения инвесторов и наших институтов развития.
Хотел бы ещё раз подчеркнуть: все эти вопросы, возможные риски должны быть заранее детально, всесторонне проработаны и просчитаны.
Что ещё хотел бы сказать и на что хотел бы обратить внимание?
Реализация проекта, создание всей необходимой инфраструктуры и подвижного состава должны вестись именно на нашей собственной технологической базе. Сейчас на предприятии мы с акционерами, с руководителями предприятия говорили об этом. В целом они к этому готовы. (Обращаясь к Д.Пумпянскому.) Так, Дмитрий Александрович?
Д.Пумпянский: Так точно, готовы, Владимир Владимирович.
В.Путин: Понятно.
Сегодня показали на площадке «Уральских локомотивов», что сделано за последние годы предприятием и инженерным центром и что готовы сделать в самое ближайшее время. То есть заделы все созданы.
Завод успешно проектирует и производит по-настоящему современную, передовую железнодорожную технику, электровозы и поезда. И собирается она на отечественных материалах и комплектующих, оснащённых, кроме всего прочего, и нашим программным продуктом.
На мощностях завода уже может быть налажено серийное производство и высокоскоростных поездов.
Подчеркну, это важнейший технологический проект для нашего машиностроения в целом. Ведь в крупной, долгосрочной, технологически сложной программе развития высокоскоростного сообщения примут участие десятки, если не сотни трудовых коллективов, научных институтов, подрядных организаций по всей стране. Поэтому уже сейчас нужно заниматься вопросами тесной кооперации, выстраивания эффективных производственных цепочек.
И конечно, проект магистрали Москва – Санкт-Петербург должен быть детально проработан с регионами, по территории которых пройдёт эта трасса. Прошу руководителей субъектов Федерации максимально ответственно подойти к решению задач, связанных с этим проектом. Это шесть регионов: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская, Московская области. Суммарно в них проживает около 30 миллионов человек. Это 20 процентов всего населения страны.
В целом рассчитываю, что региональные власти, федеральные ведомства, компания «Российские железные дороги», другие наши ведущие компании, бизнес примут самое активное и заинтересованное участие в предстоящей масштабной работе.
Хотел бы ещё раз подчеркнуть: по итогам нашего совещания нам надо выйти на конкретные решения, чтобы как можно быстрее приступить к практической работе.
Я так понимаю – коллеги ещё скажут, и Министр транспорта, и руководитель РЖД, – нам всё равно нужно строить дополнительные мощности на Октябрьской железной дороге, так? Чтобы обеспечить провоз и скорость передвижения грузов по этой важнейшей магистрали. И это само по себе приличная сумма – где-то полтриллиона.
(Обращаясь к О.Белозёрову.) Да, Олег Валентинович?
О.Белозёров: Да, Владимир Владимирович, 580 миллиардов.
В.Путин: Ну вот, свыше полутриллиона рублей. Поэтому то, о чем мы говорим, это не просто какие-то игрушки, извините, хотелки. Всё равно надо будет развивать вот эту часть Российских железных дорог. Нужно подойти к этому по-хозяйски и посмотреть на то, чтобы эта работа, комплексная работа, была выстроена максимально оптимальным образом. И грузовую часть нужно обеспечить и использовать тогда имеющиеся магистрали, и высокоскоростную часть сделать.
Пожалуйста, Виталий Геннадьевич, я попросил бы Вас начать. Министр транспорта.
В.Савельев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
В процессе доклада я буду ссылаться на презентационный материал, который мы подготовили к сегодняшнему совещанию.
Уважаемый Владимир Владимирович, в августе прошлого года Вами утверждена схема развития высокоскоростных железнодорожных магистралей, которая включает пять ключевых направлений, о которых Вы только что сказали. Таким образом, при реализации всех этих проектов это объединит высокоскоростным сообщением шесть федеральных округов, на территории которых проживает около 110 миллионов граждан.
Отдельно хочу выразить слова благодарности Герману Оскаровичу Грефу и Сергею Семеновичу Собянину за проявленную инициативу по развитию ВСМ в России.
Реализация ВСМ является для России проектом века и позволит войти в круг стран, имеющих высокоскоростное железнодорожное сообщение, сделать большой рывок в направлении технологического суверенитета, приобретая новые компетенции в железнодорожном строительстве и машиностроении, обеспечить качественно новый уровень мобильности и жизни граждан нашей страны. Проект ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга является для России первым, не имеющим аналогов.
Уважаемый Владимир Владимирович, в рамках исполнения Вашего поручения, начиная с августа 2023 года, под моим председательством функционирует рабочая группа по реализации проекта, утвержденная Председателем Правительства Михаилом Владимировичем Мишустиным с участием Олега Валентиновича Белозерова, первого заместителя Сбербанка России Александра Александровича Ведяхина, заместителя мэра Москвы Максима Станиславовича Ликсутова. Федеральные и региональные органы власти также участвуют в рабочей группе.
На совещаниях у Андрея Рэмовича Белоусова мы рассматривали наиболее эффективные финансово-экономические модели проектов. По результатам деятельности рабочей группы определены основные параметры проекта. Мы говорим о создании отдельной линии ВСМ, которая позволит вернуть грузовое движение на основной ход между Москвой и Санкт-Петербургом, что дополнительно создаст возможности перевозки грузов в Северо-Западном направлении в объеме порядка 74 миллионов тонн в 2030 году, в том числе 30 миллионов тонн за счет реализации ВСМ. Подробнее по грузовым перевозкам и эффектам по ним доложит Олег Валентинович Белозеров.
Мы говорим о создании ВСМ, которая позволит сократить время в пути. Здесь на самом деле уникальные характеристики дороги. Скоро время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом мы сократим почти в два раза – с четырех часов до двух часов пятнадцати минут.
Между Москвой и Тверью время в пути составит всего 39 минут. Санкт-Петербург и Великий Новгород – время в пути у граждан займёт всего 29 минут. Поезда будут ходить с частотой в 10–15 минут.
Фактически данные города станут одной единой агломерацией с огромным положительным эффектом для каждого жителя нашей страны.
Остановлюсь на пассажиропотоке по маршруту Москва – Санкт-Петербург. В 2019 году по всем видам транспорта пассажиропоток составил 32,3 миллиона человек. При вводе ВСМ в 2030 году мы прогнозируем увеличение общего пассажиропотока на 35 процентов – до 43,4 миллиона пассажиров, из которых на ВСМ придется 23 миллиона человек.
Отдельно хочу отметить, что наша авиация предполагает потерю пассажиров на 14 процентов, переход на ВСМ составит 3,2 миллиона пассажиров, что не является критическим для российской авиации. Высвобожденные самолеты будут перераспределены на другие направления. Прогноз пассажиропотока и размер тарифов на проезд мы согласовывали с Минэкономразвития России.
Хочу отметить, уважаемый Владимир Владимирович, проект ВСМ предусматривает два участка строительства, а также закупку подвижного состава.
Первый участок – от Санкт-Петербурга до Зеленограда. Его стоимость оценивается в 1 триллион 755 миллиардов рублей. Строительство предлагается осуществлять в рамках концессионного соглашения.
Второй участок – это строительство выходов из Москвы. Строительство планируется осуществить в рамках инвестиционной программы РЖД. Общая стоимость оценивается в 221,5 миллиарда рублей. Отмечу, что РЖД уже вложено порядка 40 миллиардов рублей в его развитие.
В части закупки подвижного состава требуется 148 миллиардов рублей на первую партию, состоящую из 28 поездов, планируемых к поставке на линию к 2028 году.
При формировании финансовой модели концессионного участка участниками рабочей группы было просчитано четыре варианта и восемь сценариев. Мы сформировали варианты с учетом включения входов в Москву в периметр концессии или реализации в рамках инвестиционной программы РЖД.
Мы рассматривали различные сценарии привлечения средств ФНБ в размере: в первом сценарии – 580,6 миллиарда рублей, второй сценарий – 300 миллиардов рублей, третий сценарий – в условиях отсутствия средств ФНБ.
Варианты, за исключением базового, по оценке нашей рабочей группы и негосударственного пенсионного фонда «Газфонд», не реализуемы. Это обусловлено невозможностью привлечь заемное финансирование свыше 1,5 триллиона рублей и сроком свыше 20 лет ввиду наличия лимита на одного заемщика, а также отсутствия достаточной ликвидности банковского сектора.
В этой связи в качестве базового сценария рабочей группой принята следующая структура финансирования.
Первое – это 218,5 миллиардов рублей. Это взносы в основной уставный капитал концессионера.
Второе – это 290 миллиардов рублей облигаций пенсионного фонда «Газфонд».
903,8 миллиарда рублей – привлекаемые кредитные средства банков «Сбербанк», ВТБ, «Газпромбанк», которые готовы участвовать в проекте.
Четвертое. Также потребуется совокупная поддержка государства в объеме 609 миллиардов рублей на период строительства работ по проекту, в том числе 580,6 миллиарда рублей – за счет средств ФНБ под три процента годовых с полным возвратом к 2050 году (еще раз подчеркну, это возвратные средства) и 28,5 миллиарда рублей – это капгрант на выкуп земельных участков за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, потребуется субсидия федерального бюджета в размере 299,4 миллиарда рублей в 2028–2038 годах на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации. Подробнее о параметрах финансово-экономической модели в своем выступлении доложит Герман Оскарович Греф.
Отдельная благодарность Сергею Семеновичу Собянину за привлечение в проект негосудраственного пенсионного фонда «Газфонд», а также за взаимодействие с коллегами из заинтересованных регионов относительно формирования уставного капитала концессионера и предоставления налоговых льгот. Сергей Семенович в своем докладе отразит агломерационный эффект от реализации проекта в заинтересованных регионах России.
В целях начала эксплуатации ВСМ первоначально необходимо, как я уже сказал, 28 поездов к 2028 году. Для этого уже в 2026 году необходимо создать опытный образец поезда и начать сертификационные испытания. Мы предусматриваем создание полностью отечественного поезда на базе производственных мощностей ведущих российских компаний транспортного машиностроения – это «Группа Синара», где мы находимся, и «Трансмашхолдинга».
Уважаемый Владимир Владимирович!
По Вашему поручению проектирование поезда ведется РЖД с 2020 года, и Олег Валентинович Белозеров в своем докладе остановится на текущих результатах данной работы.
Мы также разработали организационную схему проекта. Она предусматривает государственно-частное партнерство на основе заключаемого концессионного соглашения. Уже создана компания, которая планирует выступить акционером концессионера, назвали ее «ВСМ – Две столицы». В качестве концедента предполагается определить Федерального агентство железнодорожного транспорта Минтранса России.
Реализация проекта принесет огромные эффекты как для экономики страны, так и для наших граждан: будет создан импортонезависимый высокоскоростной подвижной состав, обеспечены заказы и дополнительные рабочие места, все транспортное машиностроение получит огромное развитие, повысится связанность регионов, что положительно повлияет на увеличение туристического потока и мобильности населения, увеличатся налоговые поступления, развитие прилегающих территорий и агломераций. Прямые эффекты для бюджетных и внебюджетных фондов уже на стадии стройки перекроют запрашиваемую сумму для проекта. Если принимать также во внимание опосредованный эффект от реализации [проекта] в регионах [для] бизнеса, от увеличения грузоперевозок РЖД, то налоги и взносы, которые получит страна, перекрывают затраты практически в три раза.
Опыт реализации подобных проектов ВСМ, например, в Китае, где строится ежегодно около одной тысячи километров высокоскоростных путей, эти эффекты полностью подтверждает. Население и экономика регионов с ВСМ растет быстрее, чем в остальных регионах.
Уважаемый Владимир Владимирович, с учетом детальной проработки параметров просим Вас поддержать реализацию проекта с его началом в текущем году. Для его старта необходимо принятие ряда ключевых решений.
Первое – поддержать заключение концессионного соглашения. Это позволит подписать договор на поставку подвижного состава и начать модернизацию производственных мощностей завода. Мы предлагаем подписать концессионное соглашение – если Вы поддержите и коллеги – до 15-го [числа] или до конца апреля, потому что это создает предпосылки для заказа поезда. Без этого мы не можем стартовать и заказывать поезд, который требует еще разработки, сертификации и проектирования.
Второе решение – это поддержать выделение средств Фонда национального благосостояния в объеме 580,6 миллиарда рублей под три процента годовых. Здесь есть вопрос. Я думаю, в обмене мнениями мы обменяемся по этому вопросу своими мнениями более подробно.
Третье решение – это выделить средства в объеме федерального бюджета 327,9 миллиарда рублей, из которых, как я уже отметил, 28,5 миллиарда рублей – это капгрант на выкуп земельных участков, начиная с текущего года. В текущем году, к примеру, понадобится всего 3 миллиарда рублей из этой суммы. И 299,4 миллиарда рублей, начиная с 2027-го до 2038 года, на субсидирование операционной деятельности в целях покрытия кассовых разрывов в начале строительства и на этапе эксплуатации линии. Из них на период до 2030 года потребуется всего 69,1 миллиарда рублей.
Четвертое. Для реализации проекта совету директоров РЖД необходимо принять два решения. Первое – это включение в инвестиционную программу в текущем году средств в объеме 8,3 милиарда рублей на завершение проектирования линии. Этот вопрос мы обсуждали с Андреем Рэмовичем Белоусовым, предварительно он поддержал данное предложение. Второе – запланировать необходимое финансирование в инвестиционной программе РЖД для строительства выходов из Москвы и из Санкт-Петербурга в объеме 248,7 миллиарда рублей.
Пятое. Решение направлено на изменение Налогового кодекса для применения ставки НДС ноль процентов к перевозкам и организации перевозок, а также исключение из расчета налогового потенциала субъектов налога на имущество при реализации проекта.
Шестое. Также мы предлагаем предусмотреть рыночное регулирование при перевозках пассажиров на ВСМ. Это очень важно: цена билета будет определять окупаемость проекта.
Седьмое, последнее. Просим дать рекомендации Банку России рассмотреть возможность использования средств некоммерческих пенсионных фондов и снижения риск-веса проекта до 20 процентов.
Безусловно, как Вы отметили в своем выступлении, у нас есть понимание, что при реализации проекта есть вероятность наступления отдельных рисков, мы их прорабатывали. У нас есть понимание решения этих проблем. При этом, несмотря на все риски, эффекты от реализации ВСМ кратно превышают вложенные в него средства. Подробно о них и о мерах, направленных на их нивелирование, доложит Олег Валентинович Белозеров и Герман Оскарович Греф.
В завершение, уважаемый Владимир Владимирович, Вы сказали, настало время для реализации этого проекта, и мы полностью с этим согласны. Сегодня будущие участники проекта готовы приступить к его реализации в случае Вашего одобрения.
Данный проект даст импульс развитию технологий, регионов, компаний, государства. Более детально коллеги доложат в своей части.
Благодарю за внимание. Доклад окончен.
Сайт Президента России

Возврат к списку